• Зарядка автомобильного аккумулятора

    Перед зарядкой автомобильного аккумулятора необходимо определить  степень его заряженности.

    Для определения степени заряженности обслуживаемых и мало-обслуживаемых автомобильный аккумуляторов достаточно определить плотность электролита.  Для этого  необходим ареометр.

    ТАБЛИЦА 1. СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ АКБ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ +15 0С.

    Степень заряженности, % 100% 75% 50% 25%
    Плотность электролита, г/см3 1,27 1,24 1,21 1,17
    Напряжение на клеммах АКБ U,В 12,7 12,5 12,3 12,0

    ТАБЛИЦА 2. ПОПРАВКИ К ПОКАЗАНИЯМ АРЕОМЕТРА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ.

    Температура электролита,0С -30 -15 0 +15 +30 +45
    Поправки к показаниям ареометра, г/см3 -0,03 -0,02 -0,01 0 +0,01 +0,02

    Важнейшее правило техники безопасности при зарядке обслуживаемого кислотного аккумулятора: зарядку необходимо проводить в проветриваемом помещении, поскольку в процессе зарядки электролит активно испаряется, а его пары могут быть опасны. Даже в проветриваемом помещении избегайте появления источников открытого огня, искрения вблизи с заряжающимся аккумулятором, ни в коем случае не курите. При постановке на зарядку температура самой батареи должна быть минимум  10 градусов по Цельсию. После завершения процесса зарядки необходимо очистить поверхность аккумулятора от загрязнений и влаги, используя сухую несинтетическую ветошь. Как до зарядки, так и после необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе — он должен покрывать пластины на 10-20мм. Дистиллированную воду необходимо доливать своевременно, поскольку недостаточный уровень электролита может привести к выходу из строя аккумулятора.

    Если заряжаемая аккумуляторная батарея обслуживаемая, то необходимо выкрутить пробки и прочистить каналы газоотводов, положить пробки на место, не вкручивая их, это позволит не выплескиваться электролиту, а парам  —  свободно выходить наружу. Стартерные аккумуляторы заряжаются током не более  1/10 емкости. Если зарядное устройство, имеющееся у вас,  не позволяет применять такой ток зарядки, то можно выбрать ток меньшей величины, и это даже положительные скажется на вашей батарее. При зарядке малым током КПД зарядки выше, результат лучше, поскольку активная масса на пластинах активируется более равномерно, но на такую зарядку вы затратите существенно больше времени. Оптимальный ток зарядки составляет  1/20 от емкости аккумуляторной батареи, но при отсутствии времени возможна также зарядка током, составляющим  до 1/10 емкости.

    Заряженность необслуживаемых батарей можно определить при помощи  нагрузочной вилки или тестера. Необходимо проверить напряжение на клеммах, оно должно быть не менее 12,6 В.

    Зарядка необслуживаемых батарей производится по тому же принципу, но первое важное отличие в том, что вы не должны пытаться вскрыть необслуживаемый аккумулятор – герметичность таких аккумуляторных батарей обеспечивает минимальный расход электролита, позволяет избежать его испарения. Газоотводы таких  аккумуляторов обеспечивают безопасный выход газов, пламегаситель предохраняет от воспламенения.  За счет этой конструктивной особенности такие батареи менее опасны в эксплуатации. Второе важное отличие — зарядным устройством без регулятора напряжения невозможно зарядить необслуживаемый АКБ на 100%, поскольку ЗУ для зарядки таких батарей должно обеспечивать возможность увеличить зарядное напряжение до 16,0-16,5 В. Для необслуживаемых автомобильных аккумуляторов отлично подходит зарядка при постоянном напряжении:  на ЗУ установите значение напряжения, а сила тока автоматически будет меняться. Таким образом, в процессе зарядки, при росте напряжения АКБ, сила тока будет постепенно падать, а когда достигнет равных значений напряжения на АКБ и ЗУ, значение тока опустится до нуля. Именно по такому принципу работают большинство современных автоматических зарядных устройств. Нет необходимости следить за процессом зарядки, после достижения 100% заряда батареи процесс завершается автоматически.