весы

Измерение пускового тока аккумулятора и его значимость.

В последнее время наблюдается тенденция «оценки качества и характеристик» АКБ клиентами методом проведения «сравнительного» анализа путем измерения портативными экспресс-тестерами различных производителей. При этом потребитель (клиент) считает, что таким образом он измеряет пусковой ток АКБ. Такое понимание не является корректным с точки зрения параметра, который измеряется на самом деле.
В действительности, пусковой ток (ток холодной прокрутки) АКБ – это ток, который обеспечивает батарея при температуре электролита -18 °С и двухступенчатом разряде по специальной методике, которая описана европейским стандартом EN. Именно этот ток указывается на этикетке АКБ производителем. При такой методике измеряется именно ток и время разряда. Задача измерения истинного пускового тока (ТХП) достаточно сложна и требует применения специализированного оборудования (испытательного стенда), которое применяется производителями АКБ для контроля качества продукции.
На сегодняшний день широкое распространение получили приборы для экспресс — тестирования АКБ, предназначенные для оценки состояния батарей и бортовой системы автомобиля на СТО и в сервисных центрах. Принцип работы устройств основан на измерении внутреннего сопротивления АКБ с математическим преобразованием измеренного значения в параметры степени заряженности и величины тока холодной прокрутки. Таким образом, экспресс — тестеры оценивают степень заряженности АКБ и ее внутреннее сопротивление, которое может зависеть от многих факторов, прямо не связанных с характеристиками самой АКБ.
Как известно, на величину сопротивления влияет температура и электропроводность среды, изменяющаяся во времени. В процессе простоя АКБ, под влиянием повышенных температур происходит процесс саморазряда и, по последним данным, коррозии токоотводов, что снижает электропроводность и искажает результаты измерения. Пониженная температура также снижает электропроводность, повышая сопротивление, поэтому в некоторых приборах есть функция ввода значения температуры электролита. Результаты замеров величин пусковых токов при пониженной температуре и различным сроком хранения АКБ со дня производства, показывают существенное отличие измеренных параметров от заявленных на этикетке. Кроме того экспресс – тестеры разных производителей имеют разный принцип работы и качество изготовления, вследствие чего их показания при обмере одного и того же образца АКБ существенно различаются.
Следует помнить, что величина стартерного тока у легкового автомобиля с исправным стартером, двигателем и электрооборудованием не превышает 100 – 150 А, т.е. в условиях реальной эксплуатации нет необходимости обеспечивать пусковой ток АКБ в 500-600 А.
Стремление производителей изготавливать батарею с повышенным пусковым током связано только с соображениями маркетинга. Более того, повышение пускового тока приводит к значительному снижению долговечности и надежности АКБ, в результате чего страдает потребитель. Для производителя эти последствия носят положительный характер, т.к. позволяют обеспечить необходимый уровень товарооборота и постоянный спрос на продукцию.Повышение пускового тока АКБ обеспечивается за счет применения увеличенных схем сборки (количества пластин в одной ячейке), уменьшения толщины пластин и повышения пористости пасты, применяемой при изготовлении пластин. С точки зрения долговечности и надежности, оптимальными являются пластины с токоотводом, изготовленным методом литья. В таком случае пластина имеет увеличенную толщину, прочность и способность долгое время сопротивляться процессу коррозии, неизбежно протекающему в АКБ, и противостоять механическим напряжениям, возникающим в процессе разряда большими токами. Кроме того, прочность сцепления пасты и решетки в такой пластине максимальны, что позволяет обеспечить надежность и долговечность АКБ. Однако производители АКБ, с целью увеличения количества пластин в ячейке и снижения себестоимости, в основном применяют пластины значительно уменьшенной толщины, изготовленные методом просечки или штамповки, и тонкий сепаратор, служащий изолятором между пластинами. Такая продукция имеет преимущества при прохождении «сравнительного теста», но при этом цена вопроса – долговечность. Применение тонких пластин приводит к их преждевременному коррозионному разрушению, разрушению при циклических нагрузках, оплыванию пасты, а применение тонкого сепаратора – к его проколу и короткому замыканию. Гонка за большими токами приводит к преждевременному выходу АКБ из строя по причине оплывания активной массы или разрушению тонкого положительного токоотвода вследствие электрохимической коррозии.
В своем стремлении обеспечить высокие пусковые характеристики АКБ (которые в условиях реальной эксплуатации не нужны) производители приносят в жертву одну из важнейших потребительских характеристик – долговечность.
При выборе аккумуляторной батареи будьте внимательны и не позволяйте себя обмануть. Помните, что не стоит доверять аналоговым тестерам, якобы определяющими ток холодного пуска. Ни один уважающий себя производитель не измеряет данный параметр подобными примитивными приборами. Данный параметр измеряется, согласно требованиям европейского стандарта, исключительно при температуре -18⁰С. Есть ли у продавца возможность измерить летом ТХП в условиях 30-тиградусной жары?